Выступление министра здравоохранения РФ В.И.Скворцовой на Первом съезде врачей России

Национальный съезд врачей Российской Федерации является первым в истории современной России и третьим за всю историю нашей страны после I Всесоюзного съезда врачей в декабре 1925 г. и Всесоюзного съезда врачей в октябре 1988 г. Проведение съезда – это назревшая необходимость, связанная с теми грандиозными задачами, которые поставлены перед отечественным здравоохранением Президентом и Правительством Российской Федерации.

За последние годы в сфере охраны здоровья граждан сделано немало. Демографическая и здравоохранительная политика на деле стала основным приоритетом государства.

Активная реализация запущенных в 2006 г. Национального проекта «Здоровье», в 2011 г. региональных программ модернизации здравоохранения позволила существенно обновить инфраструктуру отрасли, переоснастить амбулаторные и стационарные лечебно-профилактические учреждения, инициировать информатизацию здравоохранения.

После длительного перерыва внимание вновь было сконцентрировано на организации первичной и скорой медицинской помощи, социальном положении и условиях работы участковых врачей и специалистов амбулаторного звена.

Программы «Родовой сертификат», «Неонатальный и аудиологический скрининг», «Пренатальная диагностика» значительно улучшили состояние здоровья беременных женщин, матерей и детей до года. Впервые была оказана беспрецедентная поддержка россиян для получения высокотехнологичной специализированной медицинской помощи. Начата системная борьба с главными причинами смерти российского населения – сосудистыми и онкологическими заболеваниями, дорожными травмами, туберкулезом.

Принятые за последние 2 года важнейшие системообразующие федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Об обязательном медицинском страховании» определили главные направления всех преобразований российского здравоохранения для укрепления здоровья населения и достижения равной доступности качественной современной медицинской помощи для каждого гражданина страны.

Весь этот комплекс мер уже привел к существенным позитивным изменениям. За 6 лет (с 2005 г.) продолжительность жизни россиян увеличилась почти на 4 года, общая смертность снизилась на 16%, младенческая смертность – на 33%, материнская смертность – на 36%, смертность от болезней системы кровообращения – на 17%, от инсультов – на 28%, от туберкулеза – на 37%, от внешних причин – на 37%, в том числе от острых отравлений алкоголем – на 60%, транспортных травм – на 26%.

Безусловно, положительные изменения были бы невозможны без увеличения финансового обеспечения здравоохранения (в 2,6 раза, по сравнению с 2005 г.). Такое увеличение – не только признак социальной ориентированности и гуманности государства.

Важнейшим фактором улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни населения, а также экономии финансовых и материальных ресурсов на оказание медицинской помощи является профилактика.

Сегодня очевидно, что неинфекционные заболевания являются лидирующей причиной смертности и инвалидности населения как во всем мире, так и в России, и приводят к катастрофическим социальным и экономическим последствиям. Девять из десяти смертей в возрасте до 60 лет происходят от сосудистых, онкологических, респираторных заболеваний и диабета.

Хотелось бы напомнить, что именно Россия создала концепцию «единой профилактической среды», которая была одобрена всей международной медицинской общественностью и стала основным завоеванием 1-й Глобальной конференции по здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний, инициированной нашей страной совместно с ВОЗ. Российская концепция нашла отражение в резолюциях ВОЗ и политической декларации Генеральной ассамблеи ООН.

Главными компонентами единой профилактической среды определены формирование здорового образа жизни и широкомасштабные профилактические мероприятия, совокупный вклад которых в интегральный показатель здоровья нации составляет не менее 50%.

Важно отметить, что формирование единой профилактической среды требует межсекторального, общеправительственного и общесоциального подходов, участия всех министерств и ведомств, каждое из которых должно отчасти стать здравоохранным. Для организации такой работы нужна политическая воля. И в нашей стране она есть.

От имени всего врачебного сообщества позвольте поблагодарить Правительство Российской Федерации и лично вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, за поддержку инициативы Министерства здравоохранения по созданию Правительственной комиссии по охране здоровья граждан, за согласие ее возглавить.

Правительственная комиссия станет главным координатором «единой профилактической среды», отвечая за соотнесение «здравоохранных секторов» каждой отрасли, ведомства и гражданского сообщества между собой, организацию единого понимания приоритетов, выстраивание межведомственных и межсекторальных взаимоотношений.

Врачебное сообщество должно осознать в полной мере приоритет профилактики и задачи, стоящие перед нами.

Нам необходимо совместно переформатировать систему оказания медицинской помощи населению с разворотом привычного вектора врач – больной в сторону врач – здоровый человек. Необходимо сформировать и внедрить «систему управления здоровьем».

Профилактическая деятельность врачей первичного звена должна занимать не менее 30% рабочего времени. Для этого необходимы новые подходы к организации работы участковой службы, к тарифной политике; новые материальные стимулы оценки работы врача – не по количеству посещений больных и выписанных рецептов, а по конечному результату – состоянию здоровья прикрепленного населения, проценту заболеваний, выявленных на самой ранней излечимой стадии.

Нам предстоит развить пренатальный и неонатальный скрининг, вернуться к ежегодной диспансеризации детей и подростков, регулярным профилактическим осмотрам и диспансеризации взрослого населения.

С учетом сложившегося в последние десятилетия дефицита медицинских кадров в первичном звене необходимо развивать выездные формы диспансеризации в организованных коллективах учащихся и работающих, особенно в сельской местности и удаленных районах страны.

Нам нужно победить формализм и повысить профессиональный уровень профилактических осмотров и обследований.

Изменить ситуацию призваны новые подходы, заложенные в основу Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам страны уже в 2013 г., в частности, обновление временных нормативов, включенных в порядки оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения на территории всей страны с января 2013 г.

Мы надеемся, что ситуацию облегчит и внедряемая в рамках программ модернизации информатизация здравоохранения. Ведение электронного документооборота не только повысит качество и обеспечит преемственность медицинской помощи больным, но и позволит нам освободить врача от огромного объема бумажной работы. А электронная запись к врачу, которая должна быть внедрена во всех регионах уже в декабре текущего года, сделает общедоступным для просмотра и контроля электронное расписание работы каждого врача, а следовательно, соблюдение временных нормативов и в целом объемов нагрузки.

Еще одной важнейшей задачей, стоящей перед российской системой здравоохранения, является повышение доступности и качества медицинской помощи населению.

Внедрение единых требований, открытие системы ОМС для участия медицинских организаций всех форм собственности и внедрение права пациента на выбор медицинской организации создают предпосылки для развития механизмов «управляемой конкуренции» и по¬вышения качества и доступности медицинской помощи.

При этом следует подчеркнуть, что внедрение стандартов не означает обезличивания медицинской помощи. Стандарты предназначены в первую очередь для организаторов здравоохранения, а не для врачей.

С учетом сложившихся глубоких различий между системами здравоохранения субъектов Российской Федерации и отсутствия возможности в каждом регионе выполнять одинаковые, отвечающие требованию сегодняшнего дня стандарты медицинской помощи в 2011 г. была начата беспрецедентная по масштабу и финансовому наполнению модернизация здравоохранения страны. По сути, стартовали разные по содержанию 83 региональные программы модернизации, ориентированные на потребности конкретного региона страны.

Главной целью всех модернизационных преобразований явилось формирование оптимальной для каждого региона трехуровневой системы оказания медицинской помощи, предполагающей в качестве своего фундамента развитие первичной медицинской помощи в амбулаторных условиях –укрепление сети ФАПов, общеврачебных практик, сельских амбулаторий и поликлиник, широкое внедрение дневных стационаров и стационарозамещающих технологий, телемедицины и выездных форм амбулаторной работы, что особенно актуально для удаленных районов страны и сельской местности.

Важнейшее значение имеет развитие службы скорой медицинской помощи и формирование мобильной телемедицины на основе технологий ГЛОНАСС. Данное направление должно быть реализовано субъектами Российской Федерации до конца 2012 г.

Наряду с этим требует восстановления служба санитарной авиации. Концепция ее развития внутри регионов, а также на межрегиональном и федеральном уровнях имеет определяющее значение для ряда территорий страны.

Особого внимания заслуживает обеспечение потребности наших граждан в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в специализированных продуктах лечебного питания.

Согласно Указу Президента Российской Федерации, нам предстоит в ближайшее время представить на обсуждение стратегию лекарственного обеспечения населения и внести ее в правительство до 1 января 2013 г.

Предполагаемое в будущем внедрение дополнительных государственных гарантий, таких как лекарственное страхование граждан или частичное возмещение стоимости лекарств при лечении в амбулаторных условиях, должно быть напрямую увязано со встречными обязательствами со стороны граждан. Такими обязательствами должны стать: ведение здорового образа жизни, регулярное прохождение профилактических осмотров, выполнение назначений врача.

По прогнозам экспертов, в ближайшие десятилетия страны с развитой экономикой полностью сменят технологический уклад и перейдут на использование новейших достижений в области биомедицины, информатики, нанотехнологий.

В России сохраняется огромный научный потенциал для развития биомедицинских технологий, но в то же время существуют организационные, кадровые, инфраструктурные проблемы, мешающие нам сделать «рывок» и догнать развитые в технологическом отношении страны.

За последнее время Министерство здравоохранения провело большую работу, собрав и проанализировав все компетенции в области биомедицины, имеющиеся в нашей стране, – во всех ведомствах, занимающихся биомедициной. На сегодня мы знаем, каких критических технологий у нас нет, какие базовые биомедицинские технологии слабо развиты. Среди более 20 тыс. научных сотрудников – биомедиков лишь 25% у нас в возрасте до 39 лет. А из сотен научных лабораторий лишь 2% соответствуют международным рейтингам. Неслучайно мы, занимая четвертое место в мире по числу научных работников, не входим в передовую двадцатку стран по значимости публикаций.

Но оживление в сфере биомедицины в нашей стране уже началось. Так, после долгого перерыва 2011 г. был ознаменован регистрацией 18 новых отечественных лекарств, 2 из которых –инновационные.

В состоянии высокой готовности находятся несколько биомедицинских проектов, которые уже к 2016 г. смогут быть реализованы в «прорывные» продукты, не имеющие аналогов в мире. Это клеточные продукты для восстановления тканей и органов человека, новый класс препаратов для регенерации, методы направленной адресной доставки лекарств и клеточных продуктов. Россия может стать первой страной в мире, где будет проводиться эффективная молекулярная диа¬гностика и мониторинг злокачественных опухолей, доступный в общенациональном масштабе.

Самое главное – нарастить скорость развития биомедицины в нашей стране. В Государственной программе развития здравоохранения до 2020 г. предусмотрена специальная подпрограмма по инновационному развитию.

Начиная с 2013 г. мы планируем технологически обновить научную инфраструктуру –создать сеть центров доклинических исследований, вивариев, лабораторий и операционных для животных, биоинформационных подразделений, зон коллективного пользования. В этих центрах будут созданы условия для разработки моделей заболеваний человека у животных, собраны коллекции различных биоматериалов и клеточных культур, сконцентрированы уникальные аппаратурно-технологические возможности.

Чрезвычайно важно активнее внедрять программно-целевое финансирование биомедицинских проектов, привлекать бизнес к управленческим функциям и сопровождению процессов внедрения новых продуктов.

В декабре, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, Минздрав внесет в правительство стратегию развития медицинской науки.

Детализация стратегий и конкретные тактические шаги закладываются в государственной программе развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., в подготовке которой наряду с Министерством здравоохранения и другими федеральными ведомствами принимали участие ведущие эксперты по всем основным направлениям медицины и здравоохранения. В настоящее время обсуждение проекта государственной программы активно проводится не только в государственных структурах, но и на площадках Открытого правительства, Общественной палаты, сайте интернет-форума. Все предложения и комментарии будут с благодарностью приняты и максимально учтены при доработке программы.

При всей значимости решения организационных, научно-методических, материальнотехнических, финансовых вопросов судьбу преобразований отечественного здравоохранения будут решать кадры, каждый из более чем трехмиллионной армии медицинских работников.

Принципиальное значение имеет подготовка будущих врачей – сегодняшних студентов медицинских вузов.

Чтобы изменить ситуацию, Министерством здравоохранения инициирован пересмотр и обновление рабочих программ и учебных планов медицинских вузов в рамках принятых государственных образовательных стандартов третьего поколения. Рабочая группа, объединяющая ведущих специалистов по медицинскому образованию, научных сотрудников РАМН и РАН, экспертов Сколково, уже завершила анализ лучшего отечественного и зарубежного опыта и на его основе подготовила обновленные образовательные программы по наиболее значимым фундаментальным блокам — молекулярной биологии, молекулярной физиологии, биоинформатике и др.

Первого октября начата широкомасштабная работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава всех медицинских вузов. В полном объеме данная работа будет проведена за 2 учебных года – до сентября 2014 г.

Министерство здравоохранения призывает всё медицинское сообщество принять самое активное участие в отработке профессиональных стандартов и состыковке их с образовательными вузовскими и послевузовскими программами, в совершенствовании механизмов неформальной квалификационной аттестации врачей.

Предусмотренное Законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внедрение аккредитации медицинских работников позволит нам с 2016 г. перейти на новое для нашей страны формирование индивидуальных листов «допуска» к конкретным видам медицинской деятельности, что повысит ответственность каждого врача за результаты своей работы.

Необходимо обеспечить не просто достаточное количество медицинских работников, но соответствие их профилей и квалификации реальным потребностям трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

За период с 2000 до 2010 г. доля работников здравоохранения в возрасте до 45 лет сократилась на 12%. Не все выпускники медицинских вузов, колледжей и училищ приходят работать по профессии. Причиной этому является низкий уровень заработной платы и сложное социальное положение медицинских работников в государственных и муниципальных медицинских организациях.

По данным Росстата, среднемесячная заработная плата работников государственного здравоохранения за I квартал текущего года составила менее 18 тыс. руб., или 73,5% от средней зарплаты по экономике страны. При этом среднемесячная зарплата работников муниципальных учреждений здравоохранения, составляющих 45,7% от всех медиков, составила всего 14,6 тыс. руб., то есть 62,7% от средней зарплаты по стране.

Повышение социального статуса врачей и других медицинских работников и улучшение их материального положения является одним из наиболее значимых факторов их мотивации к творческому труду и самоотдаче. Мерой чрезвычайной важности является повышение к 2018 г. средней заработной платы врачей до уровня, двукратно превышающего средний уровень зарплаты по региону, а заработной платы среднего и младшего медперсонала – до 100% от среднего уровня по региону, в соответствии с Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Необходимо подчеркнуть, что законодательно заложенное развитие системы ОМС на базе новых стандартов медицинской помощи позволит обеспечить необходимые темпы роста заработной платы медицинских работников до 2015 г., при условии правильного проведения тарифной политики субъектами Федерации.

Обязательным условием эффективного функционирования всей системы здравоохранения является закрепление подготовленных кадров на конкретных рабочих местах, в том числе в удаленных районах страны и сельской местности. Имеющиеся на сегодня целевые системы обучения не могут гарантировать возврата специалиста в тот регион, по направлению которого осуществлялась его подготовка. В среднем по стране до 35% целевых студентов и ординаторов не отрабатывают свое обучение, а в ряде регионов этот показатель достигает 70%.

Реальными механизмами целевого трудоустройства специалистов должны стать новые формы целевой контрактной подготовки в медицинском вузе, колледже или училище, включая и целевую послевузовскую и дополнительную профессиональную подготовку. Данные контрактные формы разработаны Министерством здравоохранения совместно с Министерством образования и науки и закреплены в новом законопроекте «Об образовании», внесенном на рассмотрение в Госдуму.

Важнейшей и эффективной инициативой Правительства Российской Федерации, повышающей заинтересованность молодых специалистов в трудоустройстве в сельских медицинских организациях, явилось введение единовременных выплат 1 млн руб. Благодаря этой инициативе только за 2012 г. сельскую медицину пополнили 3900 врачей. Считаем полезным продолжить данную программу на 2013 г. и распространить ее на молодых специалистов, приступивших к работе в медицинских организациях рабочих поселков.

Вместе с тем следует отметить значительную долю ответственности за организацию и предоставление мер социальной поддержки медицинским работникам со стороны органов управления субъектов РФ.

Для мониторирования кадрового профиля здравоохранения каждого региона страны, выявления и прогнозирования кадровых дисбалансов, а также определения оптимальных путей их устранения Министерство здравоохранения разработало Национальный регистр медицинских работников и на его основе – электронную аналитическую прогнозную систему.

Большую тревогу вызывает тот факт, что в последнее время одной из главных жалоб на медицинских работников стало нарушение ими норм деонтологии и медицинской этики.

Мы надеемся, что общими усилиями мы восстановим доверие к медицинскому сообществу, доверие к врачу.

Особую роль при этом должно сыграть формирование корпоративной ответственности в здравоохранении. Главное, что должно быть предпринято, – это совершенствование организации самого врачебного сообщества.

Созданная в настоящее время законодательная и нормативная база позволяет активно и последовательно формировать профессиональное самосознание и саморегулирование врачебного сообщества.

Только консолидация на принципах профессионализма, ответственности, честности и равноправия позволит нам достойно ответить на вызовы современности и укрепить главное достояние нашей страны — здоровье и жизнь россиян.

Поделиться:

3 комментариев(-ия)

  1. отличное выступление , Очень своевременные подходы и перемены !

  2. “формирование корпоративной ответственности в здравоохранении” уже достигло максимума, В простонародье это звучит ка :”рука руку моет”, но при этом очень пострадали медицинская этика и деонтология. Те ценности которые представлены в современной концепции развития здравоохранения не способны изменить ситуацию. Только и слышно: высокие (нано)технологии, финансы, профессиональные стандарты. А где же милосердие, сочувствие, лечение не болезни, а больного? Ведь есть у нас опыт подготовки высококвалифицированных специалистов, есть и опыт закрепления их в отдаленных территориях. Это опыт земской медицины. Только этот опыт без духовно-нравственной составляющей работать не будет. На это стоит обратить внимание. Воспитывать нужно и врачей и пациентов. Воспитывать доброжелательность и милосердие. Воспитывать будущих родителей. Всего доброго.

  3. Предложения,
    необходимо срочно:
    – строительство ЛПУ (многие медучреждения 1970-80гг. построек, рассчитанные для оказания медиц. помощи значительно меньшему количеству населения. Следовательно, на сегоднящний день помещений не хватает и даже в рамках программы модернизации многие ЛПУ не могут заявить необходимое диагностическое оборудование – негде будет их размещать);
    – направлять на повышение квалификации врачей не раз в 5 лет, а ежегодно, направлять их также в другие крупные города и страны;
    – не откладывать в долгий ящик повышение заработной платы медработникам (в ЛПУ работают преимущественно женщины, многие с детьми и без мужей);
    выполнение вышеуказанного пункта также будет способствовать уменьшению жалоб на медицинских работников на нарушение ими норм деонтологии и медицинской этики, и конечно увеличению количества медработников в учреждениях сельских местностей .
    – Для ведения ЛПУ профилактической деятельности, необходимо, чтобы население прежде всего само было заинтересовано беречь свое здоровье и являлось в территориальное медучреждение к врачу. Проводимая медработниками санитарно-разъяснительная работа не дает пока желаемого эффекта, т.к. у большей части населения в регионах нет работы с достойной заработной платой, они работают по 9-10 часов в день, они не слышат эту “сан-просвет работу” о необходимости ведения здорового образа жизни, ежегодного обследования и т.д., обращаются уже хронически больные.
    И усугубляется с каждым годом порочный круг: нездоровая женщина рожает нездорового ребенка, больная девочка вырастает и рожает больного ребенка и т.д.
    “Хроников” достаточно много. Поликлиника, стационар с коротким пребыванием, иногда реабилитационный центр (о санатории уже не говорю) и не всегда послушный пациент, справимся ли мы все с этим?
    Наверное отдельная “Программа оздоровления населения” и соответственно, его достаточное финансирование помогло бы нам всем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.