Опыт многих стран показывает, что принципы саморегулирования в здравоохранении гораздо эффективнее, чем административное руководство со стороны министерства здравоохранения. К примеру, в Германии на основе специального Закона государство передало врачебной Палате контроль над всем спектром профессиональной деятельности. Вопросами аттестации, сертификации специалистов, разработкой единых многоуровневых стандартов, протоколов, методических рекомендаций, контролем за их исполнением, реализацией системы последипломной непрерывной подготовки и другими направлениями занимается не министерство здравоохранения, а немецкая врачебная Палата. Она регулирует профессиональную деятельность, обеспечивает повышение уровня подготовки кадров. Аналогичные ассоциации есть в Японии, Франции, Англии, Италии, США, Австрии, Польше и других странах. При этом министерства здравоохранения сохраняют свои позиции в области общего руководства, стратегического развития, строительства и оснащения больниц, контроля исполнения законодательно закрепленных обязанностей медицинскими ассоциациями.
Но для появления саморегулируемых профессиональных медицинских организаций мало желания самой медицинской общественности. Необходимо, чтобы государство захотело поделиться с ними своими полномочиями. Сейчас наступил момент, когда в России такое желание у государства появилось. Не без определенных усилий со стороны врачебного сообщества, в частности Национальной Медицинской Палаты.
В министерстве здравоохранения и социального развития РФ создана рабочая группа по подготовке предложений к проекту постановления Правительства РФ «Об утверждении критериев медицинских профессиональных некоммерческих организаций, их ассоциаций (союзов), которым федеральным законом может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья». В нее вошли представители государственных структур и различных общественных организаций. Национальную Медицинскую Палату в рабочей группе представляет ее вице-президент, председатель Новосибирской областной ассоциации врачей, депутат Государственной Думы Сергей Борисович Дорофеев.
В настоящий момент члены рабочей группы представили в Минздравсоцразвития свои предложения.
Одним из критериев медицинской профессиональной организации, которой могут быть переданы отдельные функции в сфере охраны здоровья, большинство участников группы называет численность. Так, к примеру, Национальная Медицинская Палата считает, что это должна быть организация, которая объединит большинство субъектовых профессиональных некоммерческих организаций, которые, в свою очередь, объединяют не менее 25 процентов всех врачей, работающих на территории субъекта РФ.
Профессиональный союз медицинских работников называет цифру в 50 процентов, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – не менее одной трети от общей численности врачей на территории РФ, а Комитет Совета Федерации по социальной политике считает, что в такой организации должны быть представлены не менее 2/3 субъектов РФ.
Кроме того, выдвигаются и другие требования. Комитет Совета Федераций по социальной политике настаивает на наличии статуса саморегулируемой организации и включении ее в реестр саморегулируемых организаций. Здесь все же следует заметить, что это возможно только после принятия соответствующего федерального закона.
Российская академия медицинских наук считает, что такая организация в качестве основного (уставного) вида деятельности должна осуществлять медицинскую деятельность. Правда не совсем понятно, как общественное объединение может заниматься медицинской деятельностью, если понимать ее как оказание медицинской помощи.
Есть определенные расхождения у участников группы в части полномочий, которые могут быть переданы общественной медицинской организации. Национальная Медицинская Палата считает, что такая организация должна иметь право принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов обязательного медицинского страхования. А также в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Проекты законодательных и подзаконных нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны здоровья граждан, должны рассматриваться федеральными органами государственной власти с учетом предложений этой общероссийской медицинской профессиональной некоммерческой организации.
А вот правом разрабатывать и утверждать клинические протоколы лечения и методические рекомендации по вопросам оказания медицинской помощи необходимо наделить организации, объединяющие не менее 25 процентов врачей от общей численности врачей определенной специальности на территории Российской Федерации. При условии, что эти организации будут входить в единую общероссийскую организацию.
Профессиональный союз медицинских работников считает, что на уровне территорий такие организации должны представлять интересы своих членов в органах госвласти субъекта РФ, создавать дисциплинарные советы и участвовать в аттестации медицинских работников.
На федеральном уровне заниматься разработкой федеральных стандартов, программ профессиональной переподготовки, а также обязательным страхованием профессиональной ответственности.
Комитет Совета Федераций по социальной политике считает, что деятельность медицинских некоммерческих профессиональных организаций, их ассоциаций (союзов) должна быть ограничена только вопросами участия в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов обязательного медицинского страхования, а также разработкой программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России предлагает передать функции формирование госзаказа на подготовку специалистов, а именно разработку квалификационных требований к выпускникам медвузов и аттестацию специалистов. А также формирование порядков оказания помощи и протоколов ведения больных, формирование списка ЖВЛП, соглашения по тарифам на медицинские услуги, работу с жалобами пациентов и врачебно-медицинскую экспертизу.
Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России считает нецелесообразным допускать медицинские профессиональные организации к выдаче документов государственного образца (дипломы, лицензии и т.д.).
Известно, что истина рождается в спорах. Поэтому наличие разных мнений и позиций на начальном этапе работы скорее плюс, чем минус. Хорошо уже то, что работа по созданию государственно-общественной модели управления в здравоохранении начата. Для внедрения в России саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников еще предстоит провести огромную организационную, кадровую и законодательную работу. Но это единственный реальный путь качественного улучшения оказания медицинской помощи в стране.